Детская психоневрологическая патология

В общей заболеваемости населения доля психоневрологической патологии возрастает из года в год, что объясняется социальными, экологическими и прочими факторами.

В структуре психоневрологической патологии основную массу (60% – 70%) составляют неврозы и неврозоподобные расстройства, т. е. пограничные психические расстройства, а также задержки психомоторного развития в детском возрасте (около 20% – 30%). Из-за воздействия вредных факторов на центральную нервную систему (ЦНС) в период беременности и родов более 80% новорожденных страдают перинатальной энцефалопатией. Так ухудшающееся состояние здоровья новорожденных обусловливает все разнообразие психоневрологической патологии детей раннего возраста, школьников, подростков и, в конечном счете, взрослого населения.

Фармакологические препараты, применяемые в этих случаях академической медициной (сосудистые, ноотропные, седативные), у детей раннего возраста часто вызывают побочные действия, превышающие их положительный эффект. Действуют они достаточно грубо и жестко, вызывая значительные обменные нарушения. Возможности профилактического воздействия на детей с перинатальными поражениями ЦНС и вовсе ограничены. Большей частью ставка делается на компенсаторные возможности самого организма, которых, как правило, бывает недостаточно. Чаще идёт пассивная констатация тех или иных нарушений в моторном и психическом развитии при минимальных возможностях активного вмешательства в этот процесс, в том числе и из-за отсутствия альтернативных медикаментозных средств. Отсюда следует настоятельная необходимость более действенных мер профилактики и лечения раннего органического поражения ЦНС, являющегося <благоприятной почвой> для развития психоневрологической патологии детского возраста.

Поэтому большой интерес вызывают средства традиционной китайской медицины в связи с возможностью их применения в комплексном лечении детей с ранним органическим поражением ЦНС. Высокое качество, возможность применения у детей с первых дней жизни, простота и точность дозировки, отсутствие побочных эффектов, мягкое «деликатное» воздействие на организм уже при небольших, гомеопатических дозах делает эти средства особенно привлекательными для использования в детской практике. В подавляющем большинстве случаев они могут выступать как полноценные альтернативные лекарственные средства, что подтверждено педиатрами Нижнего Новгорода, Новосибирска, Читы и других региональных центров.

Детям с перинатальным поражением ЦНС с первых дней жизни рекомендовано Маточное молочко с женьшенем утром перед кормлением, начиная с одной капли и увеличивая дозу на одну каплю каждые 10 – 12 дней до 0,5 мл – 0,7 мл к одному году. Во второй половине дня показан Отвар Лаоджан также с одной капли и медленно увеличивая дозировку до 10 – 15 капель к одному году. Параллельно желательны неоднократные месячные курсы Жемчужной пудры "Хуанхэ"  не менее трёх раз в день на кончике ножа во время кормления (детям до полугода по одной капсуле на 5 дней). Это способствует улучшению мозгового кровообращения, нормализации мышечного тонуса, гармонизации процессов возбуждения и торможения в ЦНС.

При развивающемся гипертензионно-гидроцефальном синдроме целесообразно применение сосудистых средств, в частности, Эликсир Наосиньшу, также начиная с капли и до 0,2 мл – 0,5 мл к одному году, до 1 мл к трём годам, до 2,5 мл к 7 годам на приём один раз в день перед сном. Оправдано применение и Эликсир Сяо Шуан, так как цитологически даже у новорождённых детей определяется холестериноз сосудов в связи с функциональной печеночной недостаточностью у матерей. Рекомендуемые максимальные дозы 5 капель три раза в день уже для детей первого полугодия жизни, начиная с одной капли и постепенно увеличивая.

Дети дошкольного возраста

У детей раннего дошкольного возраста (до трёх лет) наиболее распространены неврозоподобные расстройства в виде нарушений сна, страхов, задержки психоречевого развития. В их лечении и профилактике используют:

Среди психоневрологической патологии старшего дошкольного возраста (до 7 лет) чаще встречаются тики, логоневрозы (заикание), астенические расстройства, сопровождающиеся плаксивостью, раздражительностью, агрессивными тенденциями в поведении, а также двигательная расторможенность или синдром дефицита внимания. Применяют те же препараты в дозе до 2,5 мл на приём один раз в день. Применять лучше в разведении с кипяченой водой (30 мл – 50 мл на приём).

Дети школьного возраста

У школьников часты церебростенические расстройства (повышенная утомляемость, сниженная работоспособность,головные боли), а также нарушения сна, тики. Применяют те же средства, что и для укрепления нервной системы:

Для детей предподросткового и подросткового возраста характерны расстройства эмоциональной сферы (эмоциональная лабильность, плаксивость, раздражительность), колебания настроения чаще с депрессивным оттенком, вегето-сосудистая дистония. Поэтому в данной группе наиболее целесообразны Маточное молочко с женьшенем от 2,5 мл до 5 мл на приём 1 – 2 раза в день, Эликсир ЦисюеАншен до 2,5 мл на приём 1 – 2 раза в день и Детский сироп "Владей собой"Они способствуют нормализации фона настроения, оказывают антидепрессивное действие.

Для коррекции эмоциональных расстройств, связанных с гормональными нарушениями, можно успешно применять Бальзам Антидепрессантый и общеукрепляющие – Эликсир Вэй Ван (Царь витамин) в дозе 1 фл. 1 раз в день, Детский сироп "Будь Сильным", "Будь Здоров" 2-3 чайные ложки 3 раза в день.

При вегето-сосудистой дистонии эффективны Эликсир Наосиньшу – 2,5 мл на приём однократно.

Так как психоневрологическая патология тесно связана с соматическим состоянием, необходимо использование общеукрепляющих средств с целью профилактики простудных заболеваний у часло болеющих детей — Экстракт Шуан Хуан Лянь и Эликсир Вэй Ван (Царь витамин). При сопутствующем дисбактериозе показаны средства для коррекции дисбиоза Флоранорм.

Накопленный опыт применения средств традиционной китайской медицины Программы «Гринхэлп» свидетельствует об их высоких профилактических свойствах, позволяющих предупредить или существенно сократить многообразную психоневрологическую патологию детского возраста.